Что такое коан?

Дзэн-мастер Сунг Сан (из книги «Посыпание Будды пеплом»)

После лекции в воскресный вечер в дзэн Центре Провиденс, ученик спросил Сунг Сан Сон Са: «Что такое Коан?»

Сон Са сказал: «Очень давно Мастера дзэн, разговаривая со своими учениками, проверяли их умы — достигли ли они Сатори — и наблюдали за тем, насколько продвинутой была их практика. Эти речи дзэн стали известны как Коаны».

Человек спросил: «Почему вы сейчас используете Коан?»

Сон Са сказал: «Использование Коана похоже на указание на Луну. Если кто-то желает увидеть Луну, этому человеку было бы трудно описать словами, где она находится. Тем не менее, было бы очень просто лишь указать на Луну. Указывающая рука – это Коан. Луна — это предшествующий подлинный ум. Рука лишь указывает направление к Луне. Если вы смотрите на руку, вы не увидите Луну. Если вы станете привязаны к Коану, вы не увидите свой ум. «Предшествующий подлинный ум» — это «ум «не знаю». Коан отсекает все мышление и очень помогает достичь «ум «не знаю».

«То есть, чтобы понять свой ум, я должен сосредоточиться на Коане «Кто я?» и не посвящать себя другим вещам, таким как работа?»

Сон Са сказал: «Когда мать отправляет своего сына во Вьетнам, даже когда она работает, ест, говорит с подругами, смотри телевизор, она всегда хранит в своем уме вопрос: «Когда мой сын вернется домой?» Практика дзэн подобна этому. Работая, принимая пищу, во время игры, во время прогулки, во время вождения, всегда храните вопрос: «Кто я?» Только лишь сидение дзэн – это не дзэн».

«Спасибо. Есть очень много Коанов и они все разные. Почему их так много и как вы их используете?»

Сон Са сказал: «Существует примерно 1700 Коанов. Эти Коаны лишь указывают на ум ученика. Очень давно дзэн Мастера Дон-Сана спросили: «Кто такой Будда?», и он ответил лишь: «Три фунта льна». Этот ответ указывает на ум ученика. В тот момент, когда Дон-Сан отвечал на вопрос, он весил три фунта льна. Если ученик сохраняет такой же ум, он хранит дзэн ум. Все мышление отсечено и все привязанности к имени и форме отброшены. Позже ученик поймет».

Ученик понял, но по-прежнему был немного неуверен. Поэтому он попросил Сон Са объяснить больше.

Сон Са сказал: «Например, маленькая девочка живет со своими родителями и ее родители строги и не разрешают ей дружить с мальчиками. Несмотря на это, она встречается со своим другом поздно ночью. Когда приходит её друг, он подает сигнал, создавая шум, прогоняя птиц из сада. Если ее родители спят, она звонит в колокольчик три раза, иначе, если ее родители не спят, она звонит лишь два раза и не идет на встречу с другом».

«Эти сигналы сами по себе не имеют смысла, они лишь передача уму».
«То же самое касается ответа Дон-Сана, «три фунта льна», его ум и три фунта льна были едины. Его ответ не имеет смысла. Это лишь передача пустоты, «предшествующего подлинного ума» ученику».

Ученик сказал: «О, теперь я понимаю».

Сон Са продолжил: «Другой пример: На Востоке у богатого человека очень большой дом. Комната, где отдыхает хозяин, находится очень далеко от входных ворот. Если посетитель стучит в ворота рукой, хозяин не услышит стук. Следовательно, когда посетитель стучит в ворота камнем, хозяин появляется. Практика Коана подобна этому. Он отсекает все мышление. Когда все мышление отсечено, появляется «предшествующий подлинный ум».

«Слова Коана не важны. Важны лишь вопрос, отсечение мышления. Практика Коана – это стук в дверь камнем. Вскоре появится хозяин. Хранить Коан значит хранить дзэн ум. дзэн ум – это чистый ум. Читая, во время вождения, во время просмотра телевизора, ум чист. Этот чистый ум – «предшествующий подлинный ум». Поэтому я желаю вам сохранить этот дзэн ум, этот чистый ум, во все времена и куда бы вы ни пошли».

2017-08-04T21:24:25+00:00 Август 4th, 2017|Categories: Статьи|Tags: , |Нет комментариев

Оставить комментарий