Введение в медитацию

Введение в медитацию 2017-08-01T15:10:49+00:00

Традиционно в Китае и Корее только монахи практиковали дзэн. Но дзэн пришел на запад и здесь дзэн практикуют миряне. Это изменило дзэн. Сейчас суть учения — дзэн в повседневной жизни. Сидячая медитация с утра до ночи невозможна для мирян. Дзэн-повседневной-жизни означает научиться «сидеть умом». «Сидячий-ум» означает «неподвижный ум». Каким образом держать неподвижный ум? Оставить свое мнение, условия и ситуацию. Из момента в момент. Когда делаешь что-то — просто делай это! Это повседневный дзэн.

Учение о великой любви, великом сострадании и Великом Пути Бодхисаттвы очень важно для мирян. Чтобы достичь этого необходимо поддерживать неподвижный ум, тогда правильная ситуация, правильная функция и правильные отношения будут появляться сами собой в повседневной жизни. Есть различные формы медитации. У каждой техники особый эффект на ум.

Техники медитации

Практика этих техник — это сердце медитации. Они немного по-разному влияют на ум. В любой технике медитации важно дыхание. Чтобы успокоить свое тело может быть полезным сделать несколько глубоких вдохов в начале медитации. Дышите, используя диафрагму, и пусть центром дыхания будет нижняя часть живота. Дыхание должно быть расслабленным, естественным и тихим — дыхание должно «дышать вас».

Техника 1: счет дыханий

Эта практика часто рекомендуется для начинающих. Внимание фокусируется на дыхании, что помогает успокоить и сосредоточить ум. Отмечайте каждый цикл дыхания — «один… два… три…» Счет может выполняться как после вдоха, так и после выдоха. Продолжайте счет до десяти циклов, после чего начинайте сначала. Если вы сбились со счета, начинайте сначала. Выполняйте эту технику в течение всего периода медитации.

Техника 2: удерживание вопроса

Великий вопрос это основа практики дзэн. При работе с данной техникой часто используется вопрос «Что есть Я?» или традиционный в корейском буддизме «Что это?». Отпустите все мышление, мнения, желания и просто возвращайтесь к вопрошанию. Обычно эту практику согласовывают с дыханием. Вопрос может быть задан во время вдоха, после следует немножко удлиненное «Не знаю…» на выдохе; или можно задавать вопрос на выдохе. Оба варианта способствуют возвращению к уму до-мышления.

Техника 3: практика мантры

Использование мантры чтобы успокоить ум и усилить центр — еще одна техника, которой пользуются практикующие дзэн. Главное различие между мантрами это длина мантры и направление мантры. Чем более интенсивен поток мышления, тем короче должна быть мантра. Основная техника — непрерывно повторять мантру, сосредотачивая на ней внимание и позволяя остальному мышлению уйти. Это требует некоторой практики, так как очень легко впасть в состояние, когда одна часть ума повторяет мантру, в то время как другая думает об обеде или кино. Когда такое случается мягко верните ум к мантре, без осуждения. Мантры для начинающих:

1.) Чистый ум, чистый ум, чистый ум — не знаю…

Эту мантру часто предлагают использовать начинающим в сочетании с дыханием. Вдыхаете, считая до 3, и повторяя фразу «чистый ум» на каждый счет, а выдыхаете, считая до 7, произнося «неееее знаааааюююю» 1 раз в течение всего счета до 7. Счет может варьироваться в зависимости от индивидуальных склонностей, но выдох должен быть более чем в два раза длиннее, чем вдох.

Мастер Ву Бонг объяснял данную технику еще проще. На вдохе 3 раза повторяете «чистый ум», на выдохе «неее знааааююю». Выдох в два раза длиннее, чем вдох.

2.) Кван Сеум Босаль

Это имя Бодхисаттвы Сострадания, Аволокитешвары, на корейском. Эту мантру обычно предлагают использовать людям, чьи умы не могут быть тихими в течение даже минуты, или кто не может концентрироваться в течение длительного времени. Так как мантра короткая, ее можно повторять снова и снова (обычно при этом отчитывая четками).  Обычная рекомендация для тех, кто действительно хочет очистить ум от какой-то конкретной проблемы, повторять мантру от 3000 до 10000 раз в день. Также эта мантра используется на ежедневной основе многими практикующими, как часть их техники сидячей медитации. Более продвинутые ученики в основном используют полный текст Великой Дхарани, как мантру, рецитируя ее про себя так быстро, как только возможно, снова и снова.

Техника 4: песнопения

Хотя индивидуальные песнопения — особенно Великой Дхарани, — могут использоваться самостоятельно, как мантры, песнопения в группе — также являются практикой медитации. Ключ к правильному исполнению медитации-песнопения — исполнять их со 100% фокусом и энергией: настолько громко, чтобы слышать свой голос, и настолько мягко, чтобы слышать голоса всех остальных. Это позволяет всем следовать ритму моктак-мастера, так как ничей голос не заглушает остальных. Кроме того, люди, у которых есть проблемы с попаданием в тон, могут соединиться в песнопении со всеми, и звук группового песнопения станет по-настоящему совместным действием — все умы станут одним. Песнопения Кидо — особо сильная форма практики медитации-песнопения.

Техника 5: поклоны

Поклоны — очень мощная техника, чтобы видеть и прорабатывать карму сложной ситуации, потому что и ум и тело — оба вовлечены в практику. То, на проработку чего может потребоваться много дней сидячей медитации, может быть «переварено» гораздо быстрее с помощью практики поклонов. Распространенная практика, особенно популярная в Корее, делать 1000 поклонов каждый день (на самом деле 1080, 10 раз по 108). Это можно сделать как за один раз или же, как обычно это и бывает, можно разделить на несколько подходов в течение дня. Например:

  • 1 подход утренних поклонов,
  • 2 подхода перед завтраком,
  • 2 перед обедом,
  • 2 в середине дня,
  • 1 подход перед вечерней практикой,
  • 2 после вечерней практики.

Это сложный график. Обычно практикующие обязуются выполнять от 300 до 500 поклонов в день.

Техника 6: медитация ясного ума

Эта формы медитации заключается в сидении и простом осознавании того, что происходит в этот момент. Это ум от-момента-к-моменту. Он слышит птиц в деревьях, проезжающие машины, пролетающие самолеты, играющих на улице детей. Чтобы очистить ум не так такой вещи как «слишком шумно», все просто «есть». Эта техника не для начинающих, эта техника является развитием опыта предыдущих техник медитации.