Принять пять обетов: что это значит?

Что означает принять пять обетов? Прежде всего, это замечательный способ заявить о том, что вы заинтересованы в практике Дзэн; это означает, что у вас есть решимость взглянуть на то, чем вы являетесь в действительности и на то, чем, как вам казалось, вы были. Вы объявляете о своем намерении исследовать подлинную природу этого мира, которая и есть ваша собственная настоящая природа, и о том, что вы собираетесь идти по пути Будды. По пути, где вы приходите на помощь всем живым существам. Это замечательно.

Но то, что включает этот путь, может показаться пугающим, потому что практика, ограниченная правилами, часто заставляет нас думать о ней следующим образом: «Что мне будет запрещено делать?»

Обеты не являются правилами которые говорят, что вы можете делать то-то и то-то, и не можете делать того-то и того-то. Обеты — это указатели, в которых мы видим отражение своего поведения и отражение своего ума. Они отражают наше намерение в том или ином случае, и мы видим, как мы хотели поступить и чего на самом деле требует ситуация — а то, чего она требует, может не совпадать с нашим первым импульсом до того, как мы соотнесли его с зеркалом обетов.

Соблюдение обетов ограничивает поведение ничуть не больше, чем их несоблюдение. Наоборот, соблюдение обетов освобождает от крайне жестких ограничений, возникающих, когда поведение определяется желаниями, гневом и невежеством. Несоблюдение обетов ведет к саморазрушению и подавленности; такое поведение ущербно как по отношению к с себе, так и к другим. Соблюдение обетов означает избавление от зашоренности и очень широкий круг возможных действий; их несоблюдение означает, что спектр ваших возможностей крайне узок, потому что вы увязли в привычке к Я, мое, мне.

Это становится очевидным после первого же Дзэновского ритрита. Если вы держитесь за какой-то особенный тип мышления, который проявляется, когда вы сидите, и если вы застреваете на нем, это становится болезненным и поглощающим. Но если вы отпускаете его и просто смотрите — «что это такое?» — тогда он больше не является проблемой. То же можно сказать о ситуациях в жизни. Если вы держитесь за свое желание, гнев или иллюзию, они причиняют боль и ограничивают вас. Но если вы отпускаете их и входите в ситуацию, что и означает следование обетам, тогда вы свободны. Готовность позволить обетам направлять нас означает, что наша вера сильна и наша устремленность ясна — мы называем это «старающимся умом» Затем мало-помалу вы достигаете своей жизни, практика процветает, а эмоции и обусловленность, которые когда-то контролировали вашу жизнь, сами оказываются под контролем. Формируется стержень сострадания; великая печаль и мучения, которые Будда назвал свойствами этого мира, становятся вашими; возникает вопрос «как я могу помочь?»

Но это не ноша, которую вы взваливаете на себя. На самом деле вы избавляетесь от ноши: от всех своих импульсивных привычных способов создавать проблемы для себя и других.

Первый обет:

«Я буду воздерживаться от отнятия жизни»

Для множества людей в нашей школе и для многих буддистов это означает быть вегетарианцем. Для некоторых буддистов это не означает вегетарианства. Вегетарианство не является жестким правилом которому обязательно надо следовать — напротив, очень многие люди находят, что нет смысла придавать значение вопросу о том, есть мясо или нет. Но вы должны решить сами, что имеет смысл для вас. Если у вас есть дети, вы должны быть чувствительны к этому вопросу, причем ваш подход должен быть эффективным. К примеру, вы посещаете своих родителей в день Благодарения и вас угощают индейкой — мудрость и любовь, которые позволяют вегетарианцу-отпрыску есть индейку часто делает родителей счастливыми.

Для некоторых людей этот обет имеет отношение к очень широкому набору ситуаций, которые оказывают влияние на жизнь на Земле. Один человек, который не был буддистом — певец и композитор Юта Филлипс, профсоюзный активист и социалист старой закалки — путешествовал в своем микроавтобусе и давал концерты, когда началась война в Персидском заливе. Он съехал с дороги и нашел место, где можно было оставить микроавтобус на некоторое время. Я не помню точно, в каком именно качестве он путешествовал (в качестве профсоюзного активиста он вряд ли бы воспользовался микроавтобусом фирмы Грейхаунд), но он решил, что не будет ездить на нем до конца войны, потому что, как он сказал, «топливом для этой машины является кровь» Это было его решением. Он чувствовал, что множество людей умрет за то, чтобы он мог пользоваться дешевым бензином.

Каждому приходиться решать самому, что имеет смысл — а не что является удобным. Просто для того, чтобы жить, чтобы продолжать жить в теле, приходиться отнимать жизнь. Такова природа жизни — она требует другой жизни для того, чтобы поддерживать себя. Поэтому вам нужно решить самому, как далеко вы готовы пойти. Я вегетарианец — кроме тех случаев, когда я посещаю своих родителей или когда какое-нибудь совместное действие требует иного поведения. Главный принцип для меня — удерживаться как можно ниже на пищевой цепочке, потому что чем ниже вы находитесь, тем меньше жизней вам приходится отнимать, чтобы поддержать свою собственную. Кроме того, при этом вы потребляете меньше ресурсов и оставляете больше для других. Это мое заключение. Все мы должны смотреть на результаты наших действий и принимать собственные решения.

Второй обет:

«Я не буду брать того, что мне не дают»

Интересная формулировка — не «я не буду красть» Здесь снова есть связь с нашим ежедневным взаимодействием с другими людьми, нашим взаимодействием с Землей, с обществом. Это хороший пример того, как обеты на самом деле расширяют круг наших возможных действий.

Если вы желаете чего-то такого, что не принадлежит вам, то, возможно, оно вам просто не нужно. Может быть, у вас есть какая-то привычка, которая заставляет вас желать этого. Если это так, то сознательный отказ от попыток заполучить желаемое начинает освобождать вас от этой привычки и позволяет вам приобрести некий новый опыт. Более чем вероятно, что этот опыт будет включать более внимательные взаимоотношения с миром, потому что он окажется результатом сознательного выбора. Таким образом вы возвращаетесь к «не знаю», к вашим правильным отношениям с миром, с вещами и людьми, которые в нем существуют. И в конечном счете это наверняка принесет больше радости, чем попытки ухватить то, чего вы пожелали.

Как быть с ситуацией, когда вы хотите чего-то, что не принадлежит вам, нуждаясь в этом на самом деле, или когда то, чего вы хотите находится в промежуточной области, где нельзя однозначно сказать, идет ли речь о необходимости или нет, но преследование цели не принесет вреда? Что же, преследуйте ее. Но преследуйте открыто, а не с мыслью «Ладно, все равно никто не узнает, если я...» Если же что-то заставляет вас действовать тайно, спросите себя, отчего это происходит. Это возможность посмотреть на ваше собственное намерение. Имеет ли эта вещь значение действительно, или я устремляюсь к ней как к символу чего-то иного?

Каковы ваши взаимоотношения с другими людьми, существами, вещами в такой ситуации? Именно в этом суть всех обетов: ваши взаимоотношения с тем, что происходит, исследование этих взаимоотношений, исследование того, почему у вас в этой ситуации отсутствует ум, говорящий «хватит». Может быть, если вы займетесь этим исследованием, вы поймете, что вам вполне достаточно того, что есть. Может быть, вы заключите, что вы ждете от ситуации чего-то такого, что не произойдет. В таком случае ищите это. Не проверяйте, просто делайте, но будьте хозяином своих поступков. Действуйте сознательно, открыто и выбирайте, как поступить — развивая или изменяя свои взаимоотношения с другими существами, которые связаны с тем, чего вы хотите. Это означает, что вы трансформируете нечто, а это освобождает и вас и других. Какая-то карма должна измениться, какая-то привычка должна уйти.

Третий обет:

«Я буду воздерживаться от неверного поведения под влиянием страсти»

Снова интересная формулировка. Некоторые буддийские школы переводят это иначе и формулируют куда более конкретно, но в нашей школе мы спрашиваем: что это значит?

Во-первых, слово «страсть» может иметь очень широкий смысл. Изначально эта заповедь относилась к сексуальному поведению, и к этому я вернусь особо. Но можно испытывать страсть к деньгам, власти, еде и многим другим вещам. Что же такое «неверное поведение под влиянием страсти»? Обет прежде всего подразумевает непричинение вреда. Но это не означает подхода, при котором мы говорим «Да ладно, от этого никому не буде плохо» Как правило, это и является оправданием причинения вреда. Может быть, не себе самому, а кому-то еще. Мы имеем в виду ориентацию на непричинение вреда. Когда речь идет о чем-нибудь вроде еды, речь может идти о вреде, который причиняешь себе самому. Здесь дело не в чувстве вины — не в том, чтобы говорить себе, что ты плохой, потому что съел это мороженое. Может быть, вам было полезно съесть это мороженое. Может быть, это было по-настоящему хорошей идеей. Держаться за обет, закрепощать себя обетом — ошибка. Обет используется как зеркало: если вы ведете себя как свинья, вы чувствуете себя паршиво. Причина и следствие ясны. Очень просто. Если желание мороженого заставляет вас, подобно бульдозеру, подминать под себя потребности других людей, значит, что-то не так. Если вы просто едите мороженое, получайте удовольствие от мороженого (потому что иначе нет особого смысла в том, чтобы есть его), и все.

Что такое неверное поведение под влиянием страсти применительно к сексуальному поведению? Если вы монах, некоторые вещи очень ясны. Если вы женаты, некоторые вещи очень ясны. Но в целом этот обет означает, что вы не собираетесь манипулировать другими из-за своего сексуального желания, не собираетесь использовать чужое сексуальное желание для того, чтобы манипулировать этим человеком и не позволите никому использовать ваше сексуальное желание для того, чтобы манипулировать вами. Если вы монах, если вы женаты, если вы холосты — что такое неверное поведение под влиянием страсти? Происходит очень много манипулятивных игр — не обязательно сексуальных актов, просто люди используют сексуальную энергию, чтобы получить желаемое. Это обет, который кладет этому конец.

Каким образом этот обет дает более широкие возможности для поведения? Если мы сталкиваемся с импульсом к определенному сексуальному поведению или к использованию сексуальной энергии для достижения других целей, значит, речь идет о каких-то отношениях. Вероятно, каких-то достаточно близких отношениях с другими людьми. Какова природа этих отношений? Если мой выбор заключается в отказе от манипулятивного поведения, то что мне нужно от этих отношений, и чего эти отношения требуют от меня? Почему я нахожусь в таких отношениях с этим человеком? К чему приведет карма, которую мы создаем вместе? Если мой выбор — воздерживаться от манипулятивных действий, как я могу использовать эти взаимоотношения, чтобы помочь нам обоим? Как я могу углубить нашу связь, чем бы она не была?

В действительности, это возможность открыть, как относиться к другим людям, как строить отношения, которые могут помочь этому миру. Может быть, это означает иметь сексуального партнера и сильную связь, не основанную на манипулировании друг другом для того, чтобы получить желаемое. Может быть, это не означает ничего из перечисленного. Всегда задавайтесь вопросом: «Что это?»

Четвертый обет:

«Я буду воздерживаться от лжи»

Кто-то сказал, что это обет, который сложнее всего соблюдать. Я думал на эту тему. Почему это так? Я думаю, дело в том, что из всех типов поведения, которое описывается пятью обетами, ложь — это то, к чему люди относятся снисходительнее всего. В целом мы знаем, что мы не убиваем людей, не крадем, не ввязываемся в извращенные сексуальные истории, и знаем, что не стоит напиваться и манипулировать людьми. Но почему-то ложь — это нечто приемлемое. «Что делать, все врут». В некотором смысле, это важнейший из пяти обетов, потому что наша практика строится вокруг истины и того, чтобы быть честным. С самого начала — «Стена белая, пол коричневый». Это истина. Это наша практика. Наша практика связана с пробуждением от снов и восприятием истины, с истинным действием, с тем, чтобы говорить правду. Поэтому это очень важный обет.

Мы говорим в храмовых правилах — знайте, когда обеты закрыты и когда они открыты, когда следовать им и когда нарушать их. То, о чем мы говорим на церемонии обетов — это обеты в стиле Дзэн. Цель обетов Дзэн — задаться вопросом, почему мы делаем то, что мы делаем. Дело не в том, хорош или плох тот или иной поступок — дело в том, почему мы его совершаем. Если это «Я хочу чего-то», то вернитесь к своей практике в этот же момент. Практика — это просто уделение внимания. Вернитесь к своей практике и спросите — «Что это?»

Итак, вы открываете рот и замечаете, что из него выходит ложь. Почему происходит так, что вы чувствуете необходимость нарушать истину? Вполне может быть так, что, изучив ситуацию, вы увидите, что в ней следует нарушить обеты. Но эти ситуации принуждения встречаются гораздо реже, чем нам нравится думать. Когда наступает такой момент, задайтесь вопросом: «Почему у меня возникает эта необходимость нарушать истину?» То есть нарушать свою практику, свое единство с истиной. Почему возникает желание отказаться от этого?

Это прекрасная ситуация, потому что вы практикуете прямо в ней. Воспринимайте свою карму. Если вы просто воспринимаете ее, видите ее и, возможно, боретесь с ней некоторое время, и пребываете с ней в течение некоторого времени, а затем отпускаете ее... В этот момент вы Будда. Какое великое освобождение.

Обет гласит: «Я буду воздерживаться от лжи.» Начните с человека, с которым вы проводите большую часть времени. Вы берете обязательство больше не лгать самому себе, то есть делаете себе очень ценный подарок. Иногда это может быть болезненным. Гораздо легче воздерживаться от лжи другим, чем себе. Однажды кто-то сказал мне, что, поскольку никакого «себя» не существует, приходится имитировать «Я» для того, чтобы появилась возможность лгать ему — поэтому как можно лгать себе? В Церемонии Обетов мы говорим, что если человек не думает, ему не нужны обеты. Если у вас нет ума, вам не нужны обеты. Но если у вас есть ум, если даже небольшое количество мыслей присутствует, тогда обеты необходимы.

Пятый обет:

«Я буду воздерживаться от ядов, вызывающих безрассудство»

Спросим снова: что это значит? Некоторые старшие члены нашей школы не имеют никаких проблем со стаканом вина за обедом. Некоторые полностью воздерживаются от алкоголя. В чем заключается намерение? Зачем нужен стакан вина? Впрочем, можно задаться вопросом — зачем есть вкусную пищу? Почему не есть просто рис и фасоль каждый день, добавляя к ним несколько простых овощей? Зачем добавлять этот приятный аспект, который не прибавляет ничего к способности пищи поддерживать вашу практику? Ответ заключается в том, что, позволяя себе некоторые простые удовольствия вроде хорошей пищи, вы на самом деле поддерживаете свою практику. Буддизм называется серединным путем, что означает — не слишком напряженно и не слишком расслаблено. Если мы слишком строги с собой в течение слишком долгого времени, наш желающий ум может стать сильнее, потому что мы принуждаем его к подчинению, и он обороняется. Если мы недостаточно строги с собой, наш желающий ум контролирует нас, и мы бредем вслед за ним без направления или цели.

Поэтому, если иногда мы наслаждаемся вкусной едой, это может помочь утихомирить демона чревоугодия, и он не будет отвлекать нас от потребностей ситуации. Но если мы вкладываем слишком много энергии в добывание хорошей пищи, это уводит нас от потребностей момента и заставляет нарушать обеты. Подобно этому, некоторым людям умеренное количество алкоголя может доставить простое удовольствие, которое утихомиривает голос желания или привычки, но это не доходит до стадии, когда теряется возможность принимать решения. Но эта грань очень тонка, и очень легко обмануться, уверяя себя, что все находится в равновесии, в то время, когда уже близка граница «безрассудства». Поэтому мы всегда должны сохранять внимание.

Для некоторых людей воздержание от ядов включает изменения в их отношении к сахару, табаку и кофеину. Каковы ваши отношения с другими людьми? Просто будьте внимательны, смотрите и решайте, необходимы ли перемены.

Обеты взаимосвязаны. Большинство тех, кто нарушает один обет, нарушают по меньшей мере какой-нибудь другой, потому что то, к чему все сводится, это намерение. Если ваше намерение продиктовано непосредственным откликом на ситуацию, тогда вы скорее всего соблюдаете обеты. Если оно не является непосредственным, то вы по меньшей мере врете, а скорее всего — делаете что-нибудь еще. Неверное поведение под влиянием страсти часто подразумевает, что вы одновременно берете то, что вам не предлагают, и, кроме того, вы можете использовать интоксиканты. Отнимать жизнь часто побуждает жадность, что включает нарушение второго обета. Воровство и ложь также взаимосвязаны.

Принятие обетов означает, что вы официально становитесь буддистом. Это не означает, что вы отбрасываете какую-нибудь другую религию или этическую ориентацию. Вы по-прежнему можете быть иудаистом, христианином или неоязычником, или кем вам угодно. Но в дополнение к этому вы взяли на себя обет следовать пути Будды, что означает обет стать Буддой. Вы можете быть мусульманским Буддой, экофеминистическим Буддой или еврейским Буддой, или католическим Буддой. Эти пять обетов были впервые установлены Буддой Шакьямуни для его мирских последователей. И, как я сказал в самом начале, принять их означает со всей силой объявить себе самому и сангхе о вашей решимости стать Буддой.

Нил Бартоломью

 
О нас

Информация о школе «Кван Ум» и дзэн-центре «Дэ Хва Сон Вон».

Подробнее »
Координаты

Адреса дзэн-центров и расписание практики.

Подробнее »
Контакты

    +7 (921) 373-95-35

  contact@kwanumzen.ru