Речь Дхармы на церемонии получения Инки (передачи Дхармы от учителя к ученику), 20 марта 2016 г., храм Ву Бонг Са, Польша
[Поднимает посох дзэн над головой и ударяет им по столу]
Удерживать это отпускать. Отпускать это удерживать.
Кто же тот, кто пытается все отпустить?
[Поднимает посох дзэн над головой и ударяет им по столу]
В этом моменте — ни удержать, ни отпустить.
Будьте здесь внимательны.
[Поднимает посох дзэн над головой и ударяет им по столу]
Удерживать это просто удерживать. Отпускать это просто отпускать.
В этом суть.
Что удерживать и что отпускать?
КАТЦ!
Держать этот посох и положить его на стол.
[Держит посох дзэн и кладет его на стол]
На самом деле эта речь уже завершена. Тем не менее, позвольте мне сказать еще несколько слов. Я хотел бы сказать спасибо учителям — многие из них сегодня здесь, и это замечательно, что в нашей Школе есть возможность практиковать с таким количеством разных учителей. Все они очень помогли мне в практике. Я особенно благодарен дзэн-мастеру Дэ Квангу, с которым у меня было первое интервью, дзэн-мастеру Джи Квангу, с которым я практиковал дольше всего, Джо Поп Са Ним, с ее открытым сердцем, а также моей жене Мингме. Спасибо вам всем за ваше непрерывное учение, я очень благодарен за это. Мы говорим, что настоящий учитель всегда перед вами. Однако очень важно, чтобы кто-то «отражал» вас — это может быть учитель дзэн, друг в Дхарме, ваш партнер, член семьи или просто кто-то на улице — это не имеет значения.
Вот небольшая история об отражении из жизни моей семьи. Это было около трех лет назад, я путешествовал с отцом и семьей в Гималаях. Мы шли к базовому лагерю Эвереста в Непале — на самом деле моя жена родилась в этом регионе, поэтому было много семейных визитов и чаепитий. Мы добрались до Тенгбоче и небольшой деревни под названием Дебоче, которая находится на высоте около 3800 метров над уровнем моря. К сожалению, в Дебоче мой отец заболел горной болезнью, и это стало для всех неожиданностью, так как он бывал здесь раньше и никогда не испытывал проблем на большой высоте. Это касается не только проблем, которые могут возникнуть в горах: нет никаких гарантий, что у вас не будет сложностей в ситуации, с которой вы раньше вполне справлялись. Итак, мой отец не мог уснуть всю ночь, и мы задержались еще на один день, надеясь, что ему станет лучше. Но этого не произошло, и мы решили разделиться. Брат и его жена, племянница с мужем и наши друзья продолжили восхождение, а мы с женой начали спуск вместе с отцом. Мы шли по узкой тропе — это был короткий путь, который нам посоветовали — и я видел, как время от времени отец спотыкался. Нам предстояло пересечь реку и добраться до другого берега, где тропа снова вела в гору к ближайшей деревне. На берегу реки мы немного отдохнули. Отец лежал на траве лицом к небу, положив руку на сердце. Он и правда выглядел не очень хорошо. Я видел, что он часто дышал, пытаясь восполнить недостаток кислорода в разреженном воздухе. У нас женой заработал проверяющий ум: «Чёрт, что же нам делать?». Там не было места для посадки вертолета, никакая лошадь не могла туда дойти, так как тропы были слишком узкими. И тогда возник этот сильный страх, и я заметил, что мой ум немедленно перешел к практике мантры. Хотя мантра была направлена отцу, в этом проглядывалось что-то еще. Это был своего рода побег — побег из ситуации. Сильное желание избавиться от этого мучительного чувства, от боли беспокойства и страха.
Тогда мантра прервалась и мне осталось только быть с этим страхом — но полностью — на 100 процентов. И что интересно … это было нормально … просто так, как было. Это не было проблемой! Мы сделали то, что могли, дали отцу немного обезболивающего и медленно продолжили путь. К счастью, все обошлось, мы добрались до деревни, а затем стали спускаться дальше.
Мы можем использовать мантры или другие практики, но иногда кажется, что это мы делаем главным образом для себя. Возможно, мы нашли способ использовать их для своих целей, а затем просто убедили себя, что делаем это для других. Вам знакомо это чувство? Может ли практика быть полностью «не для меня»? Можем ли мы сделать паузу и прислушаться, прежде чем перейти в «автоматический режим», разученный и натренированный за многие годы?
И что делать, когда становится действительно сложно? Когда появляются сильные чувства? Обычно этот вопрос возникает только тогда, когда мы думаем или испытываем чувства, которые нам не нравятся. Ни у кого нет проблем с чувствами, которые нам нравятся.
Никто не хочет, чтобы удовольствие прекратилось. В нашем сборнике есть коан, который как раз про эту ситуацию. Он называется «Ни холодно, ни жарко» мастера Док Сана. Многие из вас уже знают этот коан, но давайте вспомним его еще раз: монах спросил дзэн-мастера Док Сана: «Когда приходит холод или жара, как мы можем избежать их?» «Почему бы вам не пойти туда, где нет холода или жары?», — ответил Док Сан. Монах спросил: «Где место, где нет ни холода, ни жары?»Тогда Док Сан ответил: «Когда холодно, тебя убивает холод; когда жарко, тебя убивает жара ». Это тот случай. Здесь Док Сан говорит не только о холоде и жаре. Мы можем дать очень хороший ответ на этот коан, но можем ли мы полностью умереть от своих чувств или есть возможность бегства?
Есть интересная история — итальянское видео на YouTube: человек висит на краю утеса в горах, под ним пропасть. Он знает, что если отпустит руки, то умрет. В отчаянии он взывает: «Боже! Ты здесь?»… Ничего не происходит. Затем снова: «Боже! Ты здесь? Пожалуйста, помоги мне!» И вдруг появляется голос: «Да?» — «Боже, замечательно, ты здесь! Пожалуйста, помоги мне! Я сделаю все, что ты скажешь». Затем голос говорит: «ОТПУСКАЙ!» [Смех из зала] Тогда мужчина говорит: «Здесь есть кто-нибудь еще?» [Громкий смех и аплодисменты в зале]
В каком-то смысле мы все висим на этой скале. Мы не хотим отпустить и позволить себе упасть в здесь и сейчас. Мы скорее попытаемся найти лучшую работу, иметь лучшие отношения или стать более сильным учеником дзэн, либо получить более сильный центр, или стать худшим учеником дзэн и так далее, и так далее. Можем ли мы сбить флагшток перед воротами и просто быть с этим? [Бьет рукой по столу] Тогда помощь друг другу происходит сама собой — без усилий. Для этого не так много нужно — скорее наоборот. Сколько раз мы слышали это — но действительно ли мы слушали? И для большинства людей этого недостаточно; они хотят больше. Может быть, какой-нибудь чудесный опыт просветления или какое-то великое понимание — и тогда наступит счастье, и больше не будет печали всю оставшуюся жизнь.
Нашли ли мы место, где нет ни холода, ни жары?
Пожалуйста, послушайте!
Звук … [Щелчки камер] … фотоаппаратов. [Пауза]
Свет на коричневом полу. [Пауза]
Запах воздуха. [Пауза]
Ощущение одежды на коже. [Пауза]
[Глотает] Глотание. [Пауза]
Что мы делаем? Что это?
[Поднимает посох дзэн над головой, затем ударяет им по столу]
Печаль это счастье. Счастье это печаль.
Две стороны — одна монета.
[Поднимает посох дзэн над головой, затем ударяет им по столу]
В этой точке нет ни печали, ни счастья.
Это даже не точка.
[Поднимает посох дзэн над головой, затем ударяет им по столу]
Печаль это просто печаль. Счастье это просто счастье.
Это великий мир.
Но всего этого недостаточно. Тогда что?
КАТЦ!
Очень рад всех вас видеть. Как я могу вам помочь?