О практике
Традиционно, в Китае и Корее, только монахи практиковали Дзэн. Дзэн пришел на Запад и отсюда появилась практика для обычных людей. Это изменило характер Дзэн. Теперь наше обучение — это Дзэн каждодневной жизни. Дзэн каждодневной жизни означает сохранять недвигающийся ум. «Недвигающийся ум» — это лишь название, означающее, что когда вы делаете что-то, только делать это.
Сердцем Школы Дзэн Кван Ум является ежедневная практика. Основатель нашей школы дзэн-мастер Сунг Сан говорил, что если вы практикуете самостоятельно, то прогресс в Дзэн очень медленный. И что если вы практикуете с другими людьми прогресс идет быстрее. Для этого в нашей школе существует совместная практика, когда люди собираются что бы практиковать вместе, что бы помочь друг другу и, в конечном счете, собственной практике. Ученики и посетители вместе работают и вместе занимаются медитацией, вместе едят, постепенно достигая ясного сострадательного ума, который постоянно, из момента в момент, готов помогать всем существам.
Совместные практики в Школе Дзэн Кван Ум проходят по определенным правилам, единым для всех дзэн-центров Школы по всему миру. Сама практика заключается в церемонии песнопений, совместной медитации сидения, медитации хождения. Утренняя практика дополняется выполнением поклонов.
Так же, в Школе Кван Ум существует практика коанов. Когда учитель задает ученику вопрос, что бы проверить его понимание, этот вопрос становится его практикой.
Медитация сидения
Прооводится утром и вечером, обычно по полчаса. Во время ретритов получасовые сидения разделены короткими, десятиминутными медитациями хождения. При сидении используется классическая медитационная поза: ноги скрещены, спина прямая, глаза полузакрыты, руки сложены в мудру, а ум следит за дыханием. В традиции ордена Чогэ (корейская монашеский орден Дзэн) медитация зависит в первую очередь от дисциплины ума, а не тела. Во время сидячей медитации практикующий постоянно задает себе великий вопрос, такой как “Что есть я?” Столкнувшись с бескрайностью такого вопроса, мышление останавливается, и появляется НЕ ЗНАЮ. Мы можем называть это умом, Буддой, изначальной природой, абсолютом, святостью, энергией или сознанием, но изначально это не имеет ни имени, ни формы. Отсечение всех мыслей и возвращение к уму НЕ ЗНАЮ позволяет практикующему Дзэн вернуться к своему истинному бытию.
Медитация пения
Существует три вида песнопений: молитвы на благо всех существ, сутры и мантры. Слова в них, за исключением мантр, являются переводом китайских слов на корейский язык. Во время песнопения каждый звук имеет собственное значение и может проникать в сознание; именно поэтому песнопения поются как мантры, из-за энергии звуков. В то же время Учение объясняет значение слов, и их смысл, отзываясьу нас в уме, помогает нам углублять свою практику.
«…медитация песнопения делается не для нашего личного удовольствия, не для того чтоб улучшить наше самочуствие, а для того чтобы прояснить наше направление. Наше направление в том, чтобы стать ясными и получить просветление для того, чтобы спасти всех существ от страданий… Поэтому, когда вы поете, вы должны воспринимать звук своего голоса: вы и вселенная уже становмтесь одним целым, страдание исчезает, настоящее счастье появляется. Это называется нирваной. Если вы удерживаете нирвану, то ваш ум ясен как прострранство. Ясен как пространство значит ясен как зеркало. Красное приходит, — красное. Белое приходит, — белое. Кто-то счастлив, — я счастлив. Кто-то печален, — я печален. Кто-то голоден, дай ему пищу. Назывется это великой любовью, великим состраданием, великим путем бодхисаттвы. Это также означает и великую мудрость. Это медитация песнопения, Дзэн песнопения.» — дзэн-мастер Сунг Сан
Поклоны
Каждый день для учеников Дзэн начинается со 108 поклонов (простираний). В корейской традиции существует 108 Будд и Бодхисаттв. Или же объясняют, что человеческое существо имеет 108 заблуждений и мы кланяемся для того чтобы преодолеть их. Чаще однако учат, что мы кланяемся не Будде, а самим себе. Наше малое “я” кланяется нашему большому «Я» (единение себя и всего) до тех пор пока не исчезнет.
Коаны
Это вопросы и ответы с мастером. Во время ретритов учитель задает какие-нибудь коаны каждому ученику. “Что есть я?” считается основным коаном. Орден Чоге использует собрание из 1700 коанов, пришедших из индийской, китайской, корейской и японской традиций. Настрой, создаваемый коаном позволяет уму стать очень внимательным к медитации и повседневной деятельности. Один из учителей Школы «Кван Ум» сказал: “Как грузило на конце рыболовной лески может помочь крючку погрузиться в глубины океана, так коан может привести ум к глубокой реализации, к таким местам, которые трудно достичь иначе, чем сохраняя постоянное направление»